Педагогическая династия в составе: Евсеева Анна Семеновна, Бердникова Светлана Семеновна, Бердников Игорь Владимирович
Педагогический стаж, насчитываемый членами династии, составляет 112 лет.
Основателем династии является Анна Семёновна Евсеева – уникальный человек и талантливый учитель. Родилась она 15.02.1922 году, в селе Фошня Брянской области в обычной крестьянской семье, где было шестеро детей, а она – старшая. В сельской школе поражались способностям девочки по всем предметам. После окончания семи классов встал вопрос, куда идти дальше. Мать, у которой Аня была главной помощницей по дому, не хотела её отпускать. Но отец, председатель колхоза, настоял на том, чтобы дочка продолжала обучение. Поступив в Московский 1-й медицинский институт, она проучилась там только год, так как отменили стипендию.
В родном селе ожидала работа, ставшая впоследствии смыслом всей жизни. Анну Семёновну назначили учительницей в одну из сельских школ. Сколько уважения проявляли к ней простые люди! И сама молодая учительница, любящая шутку, по-настоящему добрая, притягивала к себе людей. Её умение слушать и говорить располагало к ней односельчан с первых минут общения. «С нашей учительницей разговориться, что мёду напиться», – говорили мужчины и женщины. За советом к ней шли и молодые, и старики.
Война прервала налаженную мирную жизнь. Анна Семёновна героически сражалась в одном из отрядов Рогнединской партизанской бригады в Брянской области. О боевой молодости свидетельствуют многочисленные воинские награды: военный орден СССР «Орден Отечественной войны II степени», медали «Партизану Великой Отечественной войны», «За боевые заслуги», «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», юбилейные медали.
После войны, закончив в 1953 году Смоленский педагогический институт, исторический факультет, Анна Семёновна вновь возобновила педагогическую деятельность, и теперь уже не только в должности учителя, а и директора школы: с 1945 по 1978 годы она работала в Жуковской средней школе Брянской области. Атмосфера взаимопонимания и сотрудничества царила на каждом уроке, проводимом Анной Семёновной. Учитель умел заметить и оценить любые, даже малейшие крупицы любознательности. Ученики старались: очень хотелось заслужить похвалу любимого учителя. На занятия невозможно было прибыть, подготовив материал только по учебнику истории. Ученики много читали самостоятельно, ведь учитель всегда предлагал поделиться своими размышлениями. Каждая минута урока была наполнена поиском ответов на серьёзные вопросы, которые ставила перед учащимися жизнь. Равнодушных не было и не могло быть, потому что Анна Семёновна, живая, эмоциональная, влюблённая в свой предмет, никого не могла оставить равнодушным. Покоряла её необыкновенная начитанность, умение ярко и увлекательно рассказывать об искусстве, музыке, кино. Все школьники уходили с уроков истории и обществоведения взволнованные, одухотворённые.
С какой гордостью ученики выпускного класса рассказывали об уроках Мужества. У кого в школе был классный руководитель, который во время Великой Отечественной войны, рискуя жизнью, переходил линию фронта, прыгал с парашютом во вражеский тыл, был ранен при выполнении боевого задания и награждён медалью «За отвагу»?! Только у них! Именно она, их Анна Семёновна, была отважной разведчицей и одновременно сестрой милосердия в партизанском отряде. Она проявляла такие чудеса храбрости, на которые был способен не каждый мужчина. О своей боевой молодости она рассказывала нечасто. Но если рассказывала, то все заслушивались, потому что это было не самолюбование, не стремление показать себя «героиней», а желание довести до ребят правду о войне, убедить их в том, что война – это страшная трагедия, которая не должна повториться. Война – это боль на многие годы и десятилетия. Учительница стремилась не допустить того, чтобы ребята, переступив школьный порог, понесли в большую сложную жизнь чёрствое сердце, которое не отзовётся на чужую боль. Она формировала у девушек и юношей подлинные духовные ценности, суть которых заключалась в том, что главное в этом мире – любить человека и сострадать ему.
Педагогический стаж Анны Семёновны составляет 58 лет.
Любовь к профессии Анна Семёновна передала по наследству своей дочери – Бердниковой Светлане Семёновне, родившейся 06.11.1947 году, в д. Спинка Брянской области. Вся профессиональная деятельность Светланы Семёновны является подтверждением тому, что учительская профессия была предназначена ей судьбой.
Решение посвятить жизнь школе сформировалось довольно рано. Именно от мамы переняла Светлана Семёновна любовь к детям, книгам, стремление доводить любое дело до конца. В 1966 году она поступила в Смоленский государственный педагогический институт имени Карла Маркса. Получив специальность «учитель русского языка и литературы», Светлана Семёновна стала работать с 1971 года в Первомайской школе Шумячского района. С тех пор она преподаёт в одной школе.
В своей педагогической деятельности Бердникова С.С. всегда стремится найти гармонию во взаимоотношениях с учениками, понять их внутренний мир, увлечь их настоящими духовными ценностями.
Человек с широкой эрудицией, высоким творческим потенциалом, удивительным педагогическим талантом, Светлана Семёновна пользуется непререкаемым авторитетом и уважением. Она строга, тактична, внимательна. Для неё каждый ученик – личность. Поэтому её можно с полной ответственностью назвать настоящим, идеальным учителем, работающим не ради заработка, не для выживания или пропитания, а для исполнения своей миссии на земле. Для неё учительство – смысл жизни, её высшая корысть – быть востребованной до конца профессиональной деятельности.
Педагогическую деятельность Светланы Семёновны отличают профессионализм, качество, душевная теплота и сердечность. Литературно-драматический кружок, который Светлана Семёновна ведёт на протяжении многих лет, пользуется огромной популярностью у детей и родителей. Спектакли по сказкам («Аленький цветочек», «12 месяцев», «Про Федота-стрельца, удалого молодца», «Правда и Кривда», «Сказание о Петре и Февронии Муромских»), по рассказам А.П.Чехова, к юбилею В.И. Даля, а также музыкальная композиция «Рождественские святки» были представлены как на сцене школы, так и поселкового Дома Культуры. Ни одно школьное мероприятие не обходится без выступлений воспитанников Светланы Семёновны. Она пишет сценарии, подбирает музыку, придумывает декорации, создавая, тем самым, условия, позволяющие проявиться индивидуальности каждого участника спектакля.
На районных Рождественских образовательных чтениях Светлана Семёновна делилась опытом работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся, её воспитанники, члены кружка, подготовили инсценировку «Про царя Ирода». Опыт Бердниковой С.С. был перенят коллегами, желающими заниматься с детьми литературно-драматическим творчеством.
Бердникова С.С. – творчески работающий педагог: у неё один из лучших кабинетов литературы в районе; она одна из первых вступила в эксперимент по введению профильного обучения, разработала не одну программу элективных курсов. Профессиональная деятельность Светланы Семёновны направлена на формирование самостоятельной, ответственной личности школьника, устойчивой к жизненным испытаниям: проблемам, невзгодам, славе, удаче. Её ученики – такие же творческие личности, как и учитель. Об этом свидетельствует тот факт, что во многих конкурсах литературного творчества разного уровня они занимают призовые места. Выпускники Светланы Семёновны демонстрируют стабильные результаты по ЕГЭ, получают серебряные медали, без проблем поступают в вузы.
За многолетний добросовестный труд Бердникова С.С. награждена знаком «Отличник народного просвещения». Как высокопрофессиональному учителю Светлане Семёновне присвоено почётное звание «Заслуженный учитель РФ».
Педагогический стаж Светланы Семёновны насчитывает 44 года.
Представитель учительской династии в третьем поколении – сын Светланы Семёновны, Бердников Игорь Владимирович, родившийся 07.09.1978 г. в селе Первомайский Шумячского района. В 2002 году Игорь Владимирович окончил филологический факультет Смоленского педагогического института им.Карла Маркса.
Когда-то мама говорила Светлане Семёновне: «Если твоего душевного тепла хватает для того, чтобы поддержать ученика в трудную минуту, помочь ему, когда он нуждается в помощи, заботиться о нём, как о собственном ребёнке, и при этом вести его за собой, ты можешь с полным правом говорить, что ты состоялась как учитель». Эти мамины слова она часто повторяет сыну, который тоже выбрал нелёгкое педагогическое поприще и трудится в Первомайской школе.
Игорь Владимирович рассказывает о себе: «Когда твоя бабушка, твоя мама посвятили себя учительской профессии, ты поневоле заражаешься тягой к педагогике, впитываешь их мастерство, чувствуешь необходимость своего пребывания на посту преподавателя».
Уроки литературы, истории, православной культуры Бердникова Игоря Владимировича являются классическим образцом общения с детьми на гуманном, умном, добром и увлекательном языке. Неподдельная, искренняя любовь к каждому ребёнку чувствуется во всём: в сердечной встрече с учениками, в отношении к родителям, в заботе о воспитании положительных качеств личности учеников, а главное – в стремлении заинтересовать, научить, обогатить знаниями ум и отзывчивостью сердца.
Игорь Владимирович обладает глубокими знаниями в области литературы, истории, музыки, искусства. Именно он начал в школе эксперимент по введению нового курса для учащихся по развитию духовно-нравственного потенциала школьников «Истоки». Кроме того, он – талантливый человек, пишущий прекрасные стихи о школе, природе, предназначении человека и возрождении лучших человеческих качеств: доброты, милосердия, духовности.
Односельчане говорят, что об учительской династии этой семьи можно сказать много добрых и хороших слов, потому что это люди большого сердца, огромного трудолюбия, высоких моральных качеств. Из поколения в поколение члены этой семьи как эстафету передают гордое знамя учительской профессии. Их объединяет профессионализм, стремление к творчеству, строгая взыскательность к себе и желание отдавать сердце детям.